Главная » Статьи » Справочная

О нашем городе. Немного из истории Николаева.
О Биографии городов во многом сходны с судьбами людей.
Рождаются, получают имена, растут, обретают профессию…
Николаев вначале получил профессию, а затем уже имя и статус города. Наш город живет и трудится на прекрасной благодатной земле юга Украины. Здесь знойная степь встречается с морем. Причерноморская степь помнит киммерийских всадников и бородатых скифов. По сей день бурные короткие летние ливни вымывают из здешней плодородной земли осколки греческих амфор, почерневшие монетки различных времен и государств, глиняные турецкие и казацкие трубки. С первых столетий нашей эры эти места постепенно заселяли славянские племена, а с конца Х столетия территория, где расположен нынешний Николаев, вошла в состав Киевской Руси. По Днепро-Бугскому лиману лежал торговый путь "из варяг в греки", шли груженые медом, воском , янтарем, мехами ладьи русичей в дальние страны. Многие чужеземцы посягали на прибугский край. Более двух веков исконно славянские земли находились под двойным гнетом - татар и монголов. И именно здесь, на южном порубежье, встали на защиту родной земли отважные рыцари свободы - запорожские казаки, грудью заслонив Украину от турецкого и татарского оружия.

Фрагмент диорамы в Музее судостроения и флота

В течение долгих лет Российское государство вело затяжную войну с Турцией и ее вассалами за право выхода к Черному морю. В 1787 г. после победы в Крыму, разбив неприятеля за Бугом князь Г.А.Потемкин осадил крепость Очаков. Осада затянулась, для победы нужен был современный морской флот, превосходящий по своей мощи турецкий. Одна Херсонская верфь не в состоянии была справиться со стратегической задачей по ускоренному оснащению флота.Тогда по указанию Г.А.Потемкина его правая рука бригадир М.Л.Фалеев нашел место для новой верфи при устье реки Ингул. Осмотрев это место Г.А.Потемкин пришел в восхищение, у него возник проект создания именно здесь грандиозного адмиралтейства с мастерскими, фабриками и заводами - колыбели будущего русского Черноморского флота. Так еще до рождения наш город получил профессию. По велению князя Г.А.Потемкина на выбранном месте в 1788 г. и была заложена новая верфь, которая в начале называлась по-разному: Ингульской, Усть-Ингул, Верфь на Ингуле. Вокруг верфи быстро рос городок, пока безымянный. Имя поселению - НИКОЛАЕВ - было дано Г.А.Потемкиным 27 августа 1789 г. в память о взятии русскими войсками турецкой крепости Очаков в день христианского праздника Святителя Николая Мирликийского - покровителя моряков 6 декабря 1788 г, а в октябре 1790 г. состоялось утверждение Николаева как города русским правительством. Честно говоря, на этот момент в новорожденном городе по документам было только 26 дворов и жителей: 105 мужчин и 42 женщины. Однако уже через 2 года в 1792 году в городе уже была 1 церковь, 100 казарм, 13 магазинов, 158 каменных домов, 61 землянка, 209 мазанок, 149 лавок и 1566 жителей и 1734 временных рабочих. Первопоселенцами города были рекруты из крепостных крестьян, в основном из северных губерний.

Центр города

Меньше, чем через год после основания верфи на ней уже ремонтировали парусные корабли и гребные суда, а в декабре 1789 г. еще недостроенная, она была готова к строительству больших судов. Первый корабль - 44-пушечный фрегат "Святой Николай" был заложен на верфи 5 января 1790г. и спущен на воду 25 августа того же года. Работала молодая верфь, рос и строился новый город. К западу от верфи росли гражданские поселения, к востоку - военные. С первых лет своего существования город застраивался по плану. Первоначально этими работами руководил инженер И.И.Князев, но уже в начале 1790 г. известным русским архитектором И.Е.Старовым был составлен генеральный план города. Им также были разработаны проекты ряда административных, культовых , дворцовых и торговых зданий. Сегодняшние ровные как стрела улицы, четкие квадраты кварталов в старом центре города - воплощение того старинного плана. В ноябре 1791 г. на верфи заложили самый крупный на Черноморском флоте 90-пушечный корабль "Святой Павел", спущенный на воду а августе 1794 г. "Святой Павел" как лучший корабль флота стал флагманским кораблем адмирала Ф.Ф.Ушакова. Прославленный адмирал держал на нем свой флаг на протяжении всей Средиземноморской компании 1798-1802 годов

Улица Соборная

Ф.Ф.Ушаков неоднократно бывал в Николаеве на верфи и в своем рапорте Г.А. Потемкину дал высокую оценку работе николаевским корабелам. В знак благодарности городу корабелов дел мастерам Ф.Ф.Ушаков передал из Севастополя первые саженцы белой акации и кустарников для украшения молодого города. В 1794 году из Херсона в Николаев было переведено Черноморское адмиралтейское управление. На многие годы Николаев становиться базой судостроения на юге. Здесь поселяются и корабелы, и моряки, и строители. Наш город провожал в плавания выдающихся флотоводцев Ф.Ф.Ушакова, П.С.Нахимова, В.А.Корнилова, Ф.Ф.Беллинсгаузена, Г.И.Бутакова, М.П.Лазарева, А.С.Грейга. В биографии молодого города нашли отражение многие исторические события. Яркой страницей в историю города вошли события, связанные с Отечественной войной 1812 г. Массовый героизм народа в борьбе с наполеоновскими полчищами нашел широкий патриотический отклик у николаевцев. В 1812 г. из матросов Николаева и Севастополя был сформирован 75-й корабельный экипаж. Высадившись в устье Дуная, экипаж влился в армию Чичагова, участвовал во многих боях и взятии Парижа. Активное участие в войне принимали также эксадрон, сформированный из местных жителей, и Бугское казачество. Во время Крымской войны Николаев стал главной тыловой базой Черноморского флота. Николаевское Адмиралтейство обеспечивало флот и армию необходимым вооружением. Кроме того в Николаеве было сформировано и отправлено в Крым четыре экипажа (до 4000 человек) из мастеровых, которые героически сражались во время обороны Севастополя. Казармы, школы и даже частные дома оборудовались под госпитали для раненых, эвакуировавшихся сюда из Севастополя. Чтобы предупредить возможное вторжение в Николаев вражеских кораблей и войск, на дальних и ближних подступах к городу силами солдат и мирного населения возводились укрепления, было установлено 160 пушек. Когда русскими войсками был оставлен Севастополь, вражеские корабли сделали несколько отчаянных попыток прорваться в Николаев, но каждый раз получали решительный отпор. К столетию города его население уже выросло до 70 тысяч. В основном это были мастеровые верфей, ремесленники. Корабелы чаще всего селились на улицах с соответствующими их профессиям названиями - Кузнечная, Котельная, Конопатная, Инженерная…А морские чины и другой служивый люд - на улицах Адмиральской, Артиллерийской, Большой Морской, Малой Морской, Наваринской. Шли годы, парусный флот устаревал, ему на смену пришли суда с паровыми двигателями. В Николаеве стали строиться новые верфи, возводились промышленные предприятия. В 1895-1897 г.г. в Николаеве возникают судостроительный и механический заводы, которые в 1907г. слились в один - "Наваль". В 1911г. на базе Адмиралтейства был создан завод Российского судостроительного товарищества "Россуд". К крупным промышленным предприятиям дореволюционного Николаева следует также отнести завод сельскохозяйственных машин братьев Донских, чугунолитейный завод Петриковского, паровые мельницы. В 1962 году были открыты морской торговый порт, таможня, иностранные консульства, разрешен вход иностранным кораблям. Порт интенсивно рос и вскоре по грузообороту стал третьим по значению после Петербурга и Одессы. В 1873 г. было открыто железнодорожное сообщение между Николаевым и Харьковым. А в 1907 г. между Николаевым и Херсоном. В городе появились первые конки.

Центр города

В конце XIX - начале XX столетия значительно оживилась культурная жизнь города. В 1865 г. начала выходить газета "Николаевский вестник", организуется общество морских врачей, городское собрание, отделение Русского технического общества и общество николаевский лоцманов, утверждаются мужская и женская гимназии. В 1881 г. был построен театр на 900 мест, в 1892 г. открыта музыкальная школа, а в 1914 г. - художественный музей. На рейде только что открытого яхт-клуба проходили гонки парусных спортивных судов. Под звуки духового оркестра отчаливали небольшие пассажирские пароходы. Шумели балы в офицерских собраниях… Бури истории не щадили Николаев. В 15 июня 1902 г. покинул гавань, где он родился вошедший в историю как символ революционной борьбы один из самых мощных кораблей Черноморского флота броненосец "Князь Потемкин Таврический", построенный руками николаевских корабелов. В сборке судна участвовали матросы, будущие участники восстания. Когда 14 июля 1905 г. мятежный броненосец поднял мятеж, рабочие Николаева поддержали восставших моряков массовыми стачками. В октябрьские дни 1917 г. Николаев называли "Красным Питером Украины" - так высок был здесь накал борьбы. Первая мировая война, революции, австро-венгерская оккупация, кровопролитная гражданская война…все это пережил наш город. В 1920 году здесь утвердилась советская власть. После гражданской войны в условиях холода, голода, разрухи николаевцыы тяжело поднимали из руин заводы и фабрики. За годы довоенных пятилеток город вырос в промышленный центр с сорока предприятиями союзного и республиканского значения, не считая стони предприятий местного значения. Эти предприятия производили более 1000 видов продукции.

Фото Николаева сегодня смотрите Здесь. Вы можете добавить свои фото с коментариями!!!
О нашем городе сегодня говорят не меньше, чем раньше. Будем признательны за коментарии по теме.

Источник: http://www.nn2000.com.ua

Категория: Справочная | Добавил: nn2000 (16.04.2007) | Автор: И.О. Админа E W
Просмотров: 2606 | Рейтинг: 2.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]